Определение от 19.12.2023 № 41-КГ23-59-К4
Фабула дела:
Истец обратилась к Ответчику в суд с иском о возврате задатка, ссылаясь на то, что 20 февраля 2019 г. между ними заключён предварительный договор купли-продажи нежилого помещения, в соответствии с которым стороны обязались заключить основной договор купли-продажи в срок по 15 марта 2019 г.
Истец ссылалась на то, что условием заключения основного договора, от подписания которого она отказалась, кроме прочего, являлось освобождение помещений к сроку, что Ответчиком сделано не было.
Позиции судов:


Позиция Верховного суда:
По условиям заключённого сторонами договора, именуемого предварительным, Ответчик обязался в срок по 15 марта 2019 г. включительно не только заключить с Истцом основной договор купли-продажи нежилого помещения, но и освободить к этому сроку отчуждаемый объект и передать его покупателю.
Данные условия договора не противоречат статье 429 ГК с учётом положений статьи 421 ГК о свободе договора.
15 марта 2019 г. нежилое помещение, в отношении которого заключён договор, не было освобождено Ответчиком от расположенного в нём магазина косметики и с очевидностью не могло быть освобождено до окончания дня. Об этом же свидетельствуют и доводы ответчика о готовности освободить его в течение двух дней после 15 марта 2019 г., то есть за пределами срока, установленного договором.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что Ответчик была обязана заключить договор купли-продажи, несмотря на очевидное нарушение продавцом принятого на себя обязательства, противоречит условиям договора и требованиям статьи 309 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств.
Постановления судов оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.